Четверг, 17.08.2017, 18:40Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Магия Рун [5]
Не смотря на название, в данном разделе сожержатся не только статьи о Рунической магии (в частности об использовании Футарка и подобных строёв), но и статьи, описывающие значение, применение и пр. других алфавитов (например, Огам, Фиванский и пр.)
Другие статьи (теория) [2]
В данном разделе находятся статьи, не затрагивающие тематику Рун и пр. алфавитов, однако, кажущиеся администрации интересными и полезными.
Другие статьи (практика) [6]
В данном разделе находятся статьи, не затрагивающие тематику Рун, или затрагивающие ее лишь косвенно, в которых описываются практические методики.

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей
Главная » Статьи » Магия Рун

О рунах

О рунах



Это - часть моей компилятивной работы 2004 года, посвященной руническому мировоззрению. Цитируемые источники общеизвестны и здесь не приводятся. Я ни в коей мере не претендую на полноту изложения современных представлений о рунах и тем более на объективность. Надеюсь, этот материал поможет Вам сэкономить время, сориентироваться в вопросе понимания рун и подскажет идеи по их эффективному использованию. Буду благодарен за выявленные ошибки, разъяснения, высказанные альтернативные мнения и критику.

...

Восприятие мира как цельного и бесконечно сложного многообразия взаимодействующих рун составляет основу рунического мировоззрения. Интерес к этому мировоззрению связан, прежде всего, с его акцентом на развитие творческой активности человека, познающего и преобразующего мир. Восприятие мира как динамического единства равнозначных духовного и материального начал, выражаемого руническими образами, является экологичным и креативным в самой своей основе. Отчасти поэтому традиционное руническое мировоззрение было востребовано современностью и образовало яркий культурный феномен.

Рунические образы фиксировались в виде конкретных понятий - источников соответствующих ассоциативных рядов, однако особенности их использования в качестве «знаков Силы» указывают на существование развитого абстрактного уровня описания рун. Этот уровень, составляющий основу рунического мировоззрения, в настоящее время быстро деформируется, эклектично поглощая идеи интуитивизма, мистицизма и традиционализма.

О самом понятии «руна» может быть составлено только субъективное представление, основанное на интуитивном восприятии рунических образов. Содержание рунических образов не является полностью определенным. Будучи зафиксированным в виде относительно устойчивой и замкнутой группы взаимодействующих ассоциаций, это содержание изменяется при попытке конкретизировать представление о руническом образе. Поэтому сами руны остаются непознаваемыми, оправдывая свое буквальное название - тайны.

Образы рун связаны друг с другом в цельную систему представлений об объективной реальности. Действенность этой системы может быть объяснена тем, что в ее основе лежат т.н. «мировые инварианты» - архетипы и мифологемы, одно из самых сильных и универсальных средств познания мира человеком. Заметим, что в современном руническом мировоззрении, основанном на интуитивном восприятии мира, вопрос об объективности отражения реальности даже не ставится. Объективность, мнимая или действительная - другой вопрос, достигается за счет неопределенности исходных рунических образов. В результате, используя руны, оказывается возможным дать качественное описание практически любой ситуации и проанализировать ее возможное развитие. Степень объективности такого описания определяется только навыками оперирования ассоциативным аппаратом рунических образов.

Сходная идея «действенности неопределимого» просматривается в аксиоматическом построении начал математики, когда фундаментальные понятия задаются не своими определениями, а своими отношениями друг с другом, на основе которых и происходит «развертывание» понятийной системы и отражение в ней реального мира.

Руны сегодня образовали одну из самых действенных абстрактных дескриптивных систем, ориентированных на развитие интуитивного восприятия мира и достижение полноты мироощущения. Вместе с тем вопрос, насколько адекватно рунические образы, равно как и другие символические системы, отражают объективную реальность, остается открытым.

В данном обзоре рассматривается ряд представлений современного рунического мировоззрения: о сущности рун, о времени и судьбе, о рунической структуре мироздания и месте человека в ней. Отдельные рунические образы рассматриваются только в качестве материала, иллюстрирующего излагаемые идеи. Вопросы генезиса рун, а также лингвистические, семиотические, исторические, мифологические и магические аспекты рунологии здесь не рассматриваются.

...

Субъективное осознание сущности рун и рунических связей, основанное на традиционных образах, является базисом рунического восприятия мира.

Руны могут быть определены как «безличные модели развития, лежащие в основе всего материального / нематериального в мире и составляющие его бытие / небытие». На космогоническом уровне руны описываются как «узловые точки в сложной неявной структуре космоса». В психологическом плане руны являются «символическими объектами, которые действуют как зеркало души человека». При этом утверждается, что любое определение рун словами - неадекватно и неполно; вообще, чем точнее определяется слово «руна», тем шире становится его значение.

Руны сами по себе не имеют ни конца, ни начала, будучи вечными моделями развития мироздания (multiverse) и присутствуя во всех мирах (universes). Для человека, познающего структуру мироздания, руны (как сокрытые принципы этой структуры) рождаются одновременно с осознанием, поэтому «...мы можем говорить лишь об истоках рун в человеческом сознании». Вместе с тем утверждается, что сами руны (а не их образы) не являются продуктом человеческого разума, но представляют собой нечто существующее, некогда открытое.

Для понимания рунического мировосприятия важно осознать тезис о том, что фундаментальная структура природы заключается в непроявленном (изначальном, Предвечном) и является источником всего проявленного, существующего. Утверждается, что возникновению Вселенной из неявленного, нематериального хаоса (Ginnungagap; букв. «зияющая бездна») предшествовали следующие фазы проявления. Из Ничто явилось сингулярное Единое, содержащее в себе разнообразные, вероятно, хаотически взаимодействующие качества. В результате взаимодействия сформировалась «энергетическая канва неявленного», представляющая собой сложное многообразие рун (Weird). Это многообразие рун и стало источником всего мироздания, проявленного в бесконечном количестве возможностей и множестве форм. Развитие структуры мироздания традиционно воспринимается образом мирового древа (Yggdrasill), растущего из хаоса (Ginnungagap).

В этом контексте каждая руна может быть воспринята и как трансцендентальный источник бытия в любом его проявлении (статическое восприятие), и как метод потенциального процесса проявления (динамическое восприятие). Поэтому на уровне образов к рунам относятся как к сосудам - хранилищам и переносчикам фундаментального потенциала природы, по традиции называемого «внутренней силой» (megin): « ...это способность проявлять вещи или делать невидимое видимым. Это сила узора, насыщающего бытие жизненной энергией, это дыхание... Это сила, питающая любую творческую мысль и позволяющая ей воплотиться в действительности; ...это намерение творить». Нужно отметить, что руническая сила объявляется нейтральной с точки зрения этики и морали.

Далее, утверждается, что система рун может выполнять функции «универсального языка», динамически связующего мироздание в единое целое. Для этого вводится представление о «сети Weird» - сверхбольшой совокупности тесно и очень сложно взаимосвязанных рун, лежащей в основе мироздания, которое фактически считается проявлением этой «сети». Цельность «рунического субстрата» обеспечивается связями между отдельными руническими «словами» (подмножествами Weird), которые проявляются в мироздании в форме причинно-следственных связей отдельных явлений, объектов и субъектов. Развитие явления, существование объекта, даже жизнь и становление личности воспринимаются как формирование рунического «слова» и его произнесение - проявление, реализация схемы развития, заложенной в этом «слове». Таким образом, развитие самого мироздания и его частей воспринимается как руническая речь.

Руны могут выражать то, что входит в человеческий опыт, воздействует на жизнь или только находится в процессе становления. Руны увеличивают гибкость (versatility) восприятия самой своей априорной неопределенностью и являются естественным концентратом субъективных представлений о природе, который, как утверждается, может быть источником объективной истины.

Каждая из рун может быть проанализирована на трех уровнях: форма (идеографическое и фонетическое значение), идея (сущность, символическое содержание), качество (динамическая природа, проясняющая взаимоотношения с другими рунами). Знание о каждой отдельной руне - только часть рунического знания: остальное скрыто в путях (динамических связях), которыми руны переплетены друг с другом в паутине бытия (Weird). Для понимания рун важно не только знание о том, что делает каждую отдельную руну такой, какая она есть, но также и то, как отдельная руна связана с остальными рунами в системе. Каждая руна предполагает более широкую область значений, чем при первом контакте с сознанием (эффект неопределенности), указывая на пути (связи), ведущие к сущностям других рун. Значение каждой руны образует отдельную, но не полностью изолированную от других концепций категорию, допускающую взаимный обмен значениями с другими рунами. «Руны взаимосвязаны. Руны сплетаются одна с другой в кружево смысла. Как и в поэзии, связи между словами (в данном случае, идеями) образуются путем ассоциации на нескольких уровнях: звуковом (рифма, аллитерация), на уровне пространственной формы, расположения, размера и на уровне аллюзии на миф... Одним из предназначений рунической системы является разрушение барьеров в сознании и высвобождение скрытых в словах значений. Совершается это путем сплетения подобия паутины из слов и образов, перекликающихся друг с другом. Каждая руна настолько же прочно связана с любой другой, насколько уникальна в своей сущности».

Руна Uruz дает представление о процессе образования материальных форм, «воле к становлению как матери всего проявленного», «намерении существовать». Как утверждается, Uruz выражает ноуменальную силу проявления (ginnung), существующую в неявленном хаосе (Ginnungagap). Руна Ansuz обозначает вербальную силу и руническую речь в целом (см. выше). Руна Hagalaz есть «...каркас мира, структура, на которой сознание размещает Вселенную». Руна Nauthiz является руной «входа в бытие», выражающей идею каузальности в образе сил сопротивления воле и действию как источника накопления судьбы (Urdhr). Эта руна как образ причинно-следственных связей и времени придает «сети Weird» качество цельности. «Время воспринимается как тесно переплетенное единство, вечное становление (Verdandi), идущее от того, что было, к тому, что обретает бытие... Все, некогда происходившее, до сих пор активно и воздействует на настоящее, в котором формируется будущее». Идея судьбы (Urdhr) и законов мироздания (Ørlög; букв. «первичные действия») выражает значение руны Perth. «Будущее (Skuld) есть множество возможностей становления (Verdandi): ему предстоит формироваться под воздействием сочетания сил, законов, воли и моделей, существующих в сознании». Руна Berkana выражает саму идею роста и становления: «...это вечное сейчас - тот миг бытия, на котором основано становление… это сила, при помощи которой слова сплетаются, получая значение, выходящее за пределы их буквального смысла»; ср. с тем, что было сказано о рунической речи. Руна Mannaz есть выражение человеческого «Я». Руна Othala - образ границы между познанным и непознанным, освоенным и свободным, что только подлежит осознанию...

Таким образом, не менее важной, чем идея проявления (см. выше), в руническом мировосприятии является идея становления, связанная с представлениями о времени. Концепция действенности является объединением этих идей.

Представление о времени основывается на модели «прошлого, которое не прошло» (past vs. non past): для сознания прошлое реально, а будущее неясно, настоящее же - только происходит. Поэтому считается, что «...судьба не является раз установленной и неизменной, она трансформируется под влиянием происходящего. Тем не менее, судьба очень могущественна... Личное будущее контролируется - и даже определяется - личным прошлым, личным Роком. Рок, по сути, - это прошедшее, поглощенное настоящим. Судьба представляется неодолимой, поскольку ее корни скрываются в прошлом; они так глубоко проникли в нас самих, что стали невидимы. Все прошлые действия и взаимодействия на всех уровнях бытия проходят сквозь личное время, чрезвычайно запутывая пряжу судьбы. С помощью рунического метаязыка можно обнажить те корни (причины) происходящего, которые лежат на уровне Рока... Понятие Ørlög, «изначальный закон» - комплексная идея, обозначающая действия, которые «лежат» в прошлом. При этом Ørlög включает в себя и действия, совершенные нами, и то, что совершили с нами другие люди или обстоятельства». Время как выражение каузальных связей между тем-что-было, тем-что-есть и тем-что-может-быть традиционно воспринимается образом нитей судьбы, формирующих узоры на канве Weird. «Все, что когда-либо происходило, формирует постоянно меняющееся настоящее, а узоры настоящего определяют грядущее. Сущность прошедшего не исчезает навсегда, но формирует активную часть того, что мы называем «здесь и сейчас», в котором зарождается будущее... Weird содержит в себе узор прошлых действий, сформировавших настоящее и обуславливающих то, что еще предстоит воплотить в действительности». Эти представления, однако, ни в коей мере не являются выражением идей фатализма. «...У источника судьбы (Urdar brunnur) прядутся нити Weird. И Weird не означает чего-то предопределенного. Каждый из нас вершит собственную судьбу своими мыслями и поступками; каждый из нас имеет свой Weird - целостность нашего опыта и наших осознанных действий». Представление о сложной сети причинно-следственных связей, объединяющих все материальные проявления в единое целое, побуждает к действиям, как деструктивным, так и конструктивным - побуждает говорить рунами.

Понимание идей, связанных с руной Perth, важно для понимания рунических представлений о процессе становления (Verdandi) личности. Руна Perth является выражением идеи каузальной структуры реальности, влияющей на процесс становления. Руна Perth, как утверждается, также выражает метод накопления изначального потенциала (Uruz), «...из которого могут плестись нити жизни и создаваться узоры материальных проявлений в пространстве-времени». Руна Perth выражает способность «мыслить рунически», т.е. воспринимать руническую структуру реальности, считаться с нею и преобразовывать ее. «Реальность не ограничена одним уровнем бытия и имеет сложную структуру. Существует объективная реальность, которую мы разделяем с другими. Существует субъективное состояние усвоенной (mastered) реальности, т.е. те [вербальные] интерпретации объективной реальности, которые мы накладываем на наше восприятие своими мнениями, убеждениями и суждениями. Есть и аспект, который можно назвать творческой (creative) реальностью: это реальность, которую мы сами активно формируем своими идеями, помыслами и устремлениями, а затем проецируем на объективную реальность своими действиями». Сама идея становления выражает единство процессов восприятия мира и его действенной трансформации с использованием знаний о каузальных связях.

Акт работы с рунами как акт постижения «...направлен на анализ внутренних и внешних обстоятельств, при котором четко выявляется суть хитросплетений Рока. Исходя из этой сути, мы можем судить о том, что совершается в мире. Мы можем даже оказаться в состоянии видеть весь мир целиком... Работающий с рунами способен расширить свое вúдение мира до состояния, в котором все определяющие факторы того или иного события становятся очевидны. Нити ткани судеб могут быть проявлены в осознаваемом, и тогда все, что, вероятно, произойдет, предстанет перед внутренним взором...». Работа с рунами - это попытка воспроизвести всё хитросплетение судьбы так, чтобы оно стало доступно осмыслению, анализу и изменению. Таким образом, выявление каузальных связей - не единственная и не конечная цель работы с рунами.

Можно сказать, что руны служат основанием для мощного метаязыка, представляющего собой систему символов, значение которых находится далеко за пределами языка обыденного. Используя слова этого метаязыка, можно начать полный значения и смысла диалог с миром - как с миром внешним, так и с миром внутренним.

...

Традиционное восприятие рун уже вряд ли может быть восстановлено в полной мере. Современное руническое мировоззрение выражает следующие идеи:

1. Основа мироздания заложена в структуре непроявленного.
2. Непроявленное представляет собой многообразие взаимосвязанных рун.
3. Связи между рунами обеспечивают цельность мироздания.
4. Процессы и явления в мире могут быть описаны руническими словами.
5. Все, обретающее бытие, является проявлением некоторого многообразия рун (идея проявления).
6. Каузальные связи являются проявлением связей между рунами.
7. Развитие личности может быть представлено рунической речью.
8. Эффективность действий определяется накопленным множеством каузальных связей (идея становления).
9. Руническое творчество основано на синтезе идей проявления и становления.

laguz

 

Категория: Магия Рун | Добавил: administrator (10.02.2009) | Автор: laguz
Просмотров: 2016 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Школа Рунической Магии © 2017 | Конструктор сайтов - uCoz